МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения уроков по безопасности дорожного движения
Родители - главные учителя безопасного поведения на дороге
для своих детей
Самое основное, что должен запомнить каждый родитель:
главным учителем безопасного поведения на дороге для его ребенка будет не школа, а именно он. Школа может лишь закреплять те навыки и устойчивые привычки дорожной безопасности, которые вы сформируете в семье. Пока, к сожалению, педагоги вынуждены переучивать школьников или отучать от неправильных знаний и вредных привычек, привитых взрослыми. Ведь если родители считают возможным нарушать правила дорожного движения, то и их дети будут вести себя точно так же. Они просто повторяют все, что делают мама и папа.
Главным в воспитании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге для родителей должен стать принцип «Делай, как я».
Чтобы ребенок не нарушал правила дорожного движения, он должен их не просто знать – у него должно войти в привычку их соблюдать. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу только там, где это разрешено; пристегивайтесь ремнями безопасности, не превышайте скорости – одним словом, не нарушайте правил дорожного движения. Ваш пример будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».
Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Пройдите с ребенком весь путь до школы и ненавязчиво укажите на наиболее опасные участки – нерегулируемый перекресток, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т.д.
Учите детей наблюдать за движением на улице, прислушиваться к звукам приближающегося транспорта. Объясните, какую опасность для пешехода могут представлять предметы, ограничивающие обзор, в том числе зонты, надетые на голову капюшоны, а также отвлечение внимания при переходе проезжей части на разговоры по мобильному телефону, игры и шалости, прослушивание музыки через наушники. Предупредите, если какой-либо переносимый предмет упал на проезжую часть, то прежде чем поднять, надо убедиться что это безопасно.
Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке из общественного транспорта. Обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу.
При движении в темное суток и в условиях недостаточной видимости, пешеходы должны принимать меры к тому, чтобы четко выделить себя на дороге. С этой целью, по возможности, следует прикреплять к своей одежде световозвращающие элементы, позволяющие водителям распознать пешеходов в свете фар. В качестве этих элементов могут быть использованы специальная ткань, световозвращающая пленка, предметы, обработанные люминесцентными красителями, и т.д. Для школьников приобретать специальные ранцы с вставками – катафотами. При отсутствии вышеуказанных элементов необходимо надевать яркую верхнюю одежду, которая хорошо выделялась бы на фоне покрытия дороги. Такие меры особенно необходимы при мокрой дороге, когда распознать пешехода на дороге очень трудно.
Вместе с тем, не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю.
Даже те дети, которые знают правила безопасного поведения на дороге, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Или помочь школьнику перейти через проезжую часть. Делайте это доброжелательно!
Об основных ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге
«Красный – стой, желтый – жди, а зеленый – проходи»
«Трамвай обходи спереди, а троллейбус – сзади»
«Дорога – не тропинка, дорога – не канава, сперва смотри налево, потом смотри направо».
Родители сегодняшних школьников, наверное, помнят эти утверждения еще из собственного детства. Нас учили именно таким дорожным правилам, и когда-то считалось, что это правильно. Но – с тех пор многое изменилось: в разы выросла автомобилизация и интенсивность дорожного движения, обстановка на дорогах стала несравнимо более жесткой, и то, что еще вчера считалось верным, сегодня уже признано ошибочным, либо, более того, вообще опасным.
Действительно, сегодня обучение школьников навыкам безопасного поведения на дороге – важнейшая задача, и главная причина тому – слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное, становятся самые беззащитные – дети.
Во многих школах этому вопросу уделяется самое серьезное внимание, но, в целом, уровень обучения детей основам дорожной безопасности в общеобразовательных учреждениях в нашей стране крайне недостаточен. Не хватает методических материалов для педагогов и учебных пособий для детей, а те, что есть, зачастую морально устарели, поскольку были написаны еще в 70 – 80-ых годах прошлого века, либо содержат неточности и некорректные формулировки.
Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на наиболее распространенных ошибках, которые допускаю педагоги и родители, пытаясь объяснить детям, как правильно вести себя на дороге.
Так, одна из основных ошибок – утверждение, что стоящий безрельсовый транспорт (автобус, троллейбус) следует обходить сзади, а рельсовый (трамвай) – спереди. Как показывает практика, такая установка не только в корне неверна, но и опасна, поскольку может привести к дорожно-транспортному происшествию.
В действительности, необходимо объяснить ребенку: при выходе из любого маршрутного транспорта (будь то трамвай, троллейбус или автобус), если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, нельзя обходить его ни спереди, ни сзади. В этом случае следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки и удалится на безопасное расстояние, и только потом переходить дорогу, причем в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Еще одна из типичных ошибок возникает при объяснении детям правил перехода проезжей части. Неверно объяснять школьникам, что сначала следует посмотреть налево, а дойдя до середины проезжей части – направо. Напротив, детям следует объяснить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть сначала налево, затем направо, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть. При этом следует постоянно контролировать ситуацию, смотреть по сторонам и, по возможности, не останавливаться посередине.
Также довольно часто неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора как предупреждающего («желтый – жди», или «желтый – приготовиться»). В этом случае необходимо объяснить, что желтый сигнал, как и красный, тоже является запрещающим, и только зеленый – разрешающим. Однако в реальных дорожных условиях зеленый сигнал светофора также не гарантирует безопасности движения, если пешеход не соблюдает необходимые меры предосторожности. Пешеход должен убедиться в том, что все машины остановились, и только тогда переходить проезжую часть дороги.
«Дорожные ловушки»
Многие считают, что несчастье на дорогах – случайность, и уберечься от нее невозможно. На самом деле это не так: порядка 95% ДТП с участием детей-пешеходов происходят в примерно одинаковых, повторяющихся ситуациях – так называемых «дорожных ловушках».
Существует несколько основных дорожных ситуаций-«ловушек», и очень важно самому научиться хорошо ориентироваться в них, и научить этому своего ребенка.
Как показывает статистика, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов является неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок. Это и есть типичная «дорожная ловушка», в которую дети, к сожалению, попадают очень часто.
Действительно, казалось бы – чем может быть опасна стоящая машина? Прежде всего тем, что она мешает вовремя заметить опасность – например, закрыть собой другой автомобиль, движущийся с большой скоростью.
Поэтому ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов. Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
Остановка – вообще, как ни странно, одно из наиболее аварийно опасных мест на дороге. В зоне остановок дети попадают в ДТП даже чаще, чем на перекрестках, и причин тому несколько. Прежде всего, когда ребенок спешит, например, на автобус, он вообще не видит ничего вокруг. Кроме того, стоящие на остановке «крупногабаритные» маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Поэтому необходимо научить ребенка быть особенно осторожным в этой ситуации, не спешить и внимательно смотреть по сторонам.
Нельзя обходить автобус, трамвай, троллейбус ни спереди, ни сзади. Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Или, по крайней мере, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после этого переходить проезжую часть.
Весьма обманчивым может быть и автомобиль, движущийся на небольшой скорости. «Машина едет медленно, успею перебежать», - думает ребенок – и попадает под колеса. Во-первых, дети еще зачастую не могут правильно определить ни скорость автомобиля, ни расстояние до него. А во-вторых – медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости, о чем ребенок даже не подозревает. Выход из этой «дорожной ловушки» - даже если машина приближается на небольшой скорости, ее все равно необходимо пропустить и обязательно убедиться, что за ней нет других автомобилей.
Еще одна типичная аварийно опасная ситуация – ребенок, пропустив машину, тут же бежит через дорогу. «Ловушка» здесь заключается в том, что в первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой машину, движущуюся во встречном направлении – под нее и может попасть ребенок, если сразу побежит через дорогу.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.
На улице, где автомобили появляются редко, дети зачастую выбегают на дорогу, не посмотрев по сторонам, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить через проезжую часть.
«Дорожная ловушка» может поджидать и у светофора: зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. Сегодня на дорогах мы довольно часто сталкиваемся с тем, что водители нарушают правила дорожного движения: едут с превышением скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки пешеходного перехода. Недостаточно только научить детей ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет.
Дойдя до середины проезжей части, дети обычно следят только за машинами, двигающимися справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Опасность здесь заключается в том, что, испугавшись, ребенок может отскочить назад – прямо под колеса. Поэтому – если уж пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
Во дворе
Говоря о безопасности детей на дорогах, необходимости соблюдать дорожные правила, мы часто забываем об этом у себя во дворе. Действительно, казалось бы – все привычное и знакомое, нет такого интенсивного движения автомобилей, как на дороге. Мы уверены, что находимся в безопасности, и даже не предполагаем ничего плохого. «Что может случиться с ребенком возле собственного подъезда?» - думаем мы. И ошибаемся.
Статистика показывает, что до 80-ти % детей-пешеходов, погибших или пострадавших в результате ДТП, попадают под колеса автомобилей, находясь в радиусе не более километра от своего дома – во дворе, на автомобильной парковке, по дороге в ближайший магазин или школу. Там, где машина обычно движется не очень быстро. Часто – там, где за рулем родственник. Ребенок в силу своих возрастных особенностей не осознает опасность и попадает в ловушку собственного любопытства. Ему всё кажется родным и абсолютно безобидным - он же знает, что папа и мама никогда не причинят ему вреда. И попадает - под машину своего родного отца.
Наши дворы давно перестали быть безопасными. Большое количество припаркованных автомобилей, деревья и кустарники, гаражи и «ракушки», а где-то между ними резвятся дети. Знакомая картина, не так ли?
А между тем все эти дворовые «нагромождения» часто создают «слепые» зоны – места с ограниченной видимостью. Даже гуляя вместе со своим ребенком и внимательно наблюдая за ним, иногда бывает трудно своевременно среагировать на то, как ребенок бросится на улицу или дорогу, пытаясь догнать ускакавший мячик или заигравшись в догонялки. А если там – машина?
Необходимо, чтобы ребенок очень четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда, арки, из-за гаража или стоящей машины, прятаться за автомобили, цепляться за них. Конечно, дети с трудом воспринимают «лекции» о том, как надо вести себя в той или иной дорожной ситуации и как избежать опасности. Поэтому психологи советуют объяснять ребенку эти правила с привязкой к конкретной местности и конкретным обстоятельствам. Например, во время прогулки показать ребенку опасные места, где и как можно попасть под машину. Заранее выбрать маршрут, по которому ребенок будет ходить в школу, объяснить и показать ему на конкретных примерах, как он должен вести себя в пути. Если у подъезда стоят автомобили или растут деревья, кусты, обратить на это внимание ребенка, остановиться, научить осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.
Одним словом, навыки безопасного поведения, и не только на дороге, но и во дворе – это насущная необходимость.
Основные правила дорожной безопасности для велосипедистов и мопедистов
Не следует забывать, что велосипед – это тоже транспортное средство, причем одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.
Поэтому родителям, прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести ему велосипед, следует выполнить несколько важных правил и позаботиться о безопасности юного велосипедиста.
Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают управление велосипедом по дорогам только подросткам, которым уже исполнилось 14 лет. До этого возраста ездить на велосипеде можно только во дворе, на стадионе, пришкольной территории, в парке либо на специальных площадках..Дети до 7 лет должны передвигаться на велосипедах только в сопровождении взрослых.
Поэтому в первую очередь родителям необходимо обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем. Даже в пределах собственного двора юный велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения – этого требуют и элементарные нормы вежливости, и правила дорожной безопасности.
Однако даже подросток, которому уже исполнилось 14 лет, вряд ли осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях. Дороги и улицы нашего города не слишком приспособлены для езды на велосипеде: специальные велосипедные дорожки – большая редкость, дорожное движение очень интенсивное, а о вежливости и культуре поведения водителей и вовсе говорить не приходится.
Еще большую опасность для подростков представляет мототехника.
Анализ несчастных случаев с участием велосипедистов и мопедистов показывает, что большинство из них происходит в результате явного пренебрежения правилами маневрирования на дорогах, своевременной подачей предупреждающих сигналов и правом преимущественного проезда других транспортных средств.
Управлять мопедом или скутером можно только с 16 лет при условии соблюдения Правил дорожного движения.
На скутерах и мопедах в любое время суток, наравне с иными транспортными средствами, обязательно должен быть включен ближний свет.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в
данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения поднятой в сторону рукой (правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем), а об остановке – рукой, поднятой вверх.
Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда (мопеда), перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда.
Кроме того, кроме шлема совершенно нелишними будут и специальные средства защиты: наколенники и налокотники. Конечно, они не решат всех проблем, но существенно снизят силу удара, а значит, и риск травмы при столкновении или случайном падении.
Для сведения:
В связи с вступлением в силу поправок в закон о безопасности дорожного движения, для управления мопедами и легкими квадрациклами была введена новая категория – «М», при этом получить водительское удостоверение на скутер или мопед можно с 16 лет.
Однако необходимо отметить, что требование о наличии у водителей мопедов водительского удостоверения будет контролироваться сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением только после вступления в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории «М» и обучения по этим программам граждан, желающих получить водительское удостоверение соответствующей категории.
Всем, у кого есть «права» любой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамены на нее не нужно – им достаточно уже имеющегося у них водительского удостоверения для управления мопедом, а при обмене водительского удостоверения категория «М» будет открыта им автоматически.
Безопасность детей в автомобиле
Практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. В подавляющем большинстве случаев эти трагедии на совести взрослых, причем зачастую самых близких людей – родителей.
Дети и подростки – самые уязвимые участники дорожного движения. Ребенок в салоне автомобиля целиком и полностью зависит от человека, сидящего за рулем. Именно халатность родителей, близких людей, пренебрегающих элементарными мерами безопасности не только для себя, но и для ребенка, становятся виновниками подобных трагедий.
Для маленьких пассажиров основным и самым эффективным средством защиты является детское удерживающее устройство – так называемое автокресло, сконструированное с учетом всех особенностей детского организма, индивидуально подобранное к росту и весу ребенка и, наконец, правильно установленное в машине. Правила дорожного движения Российской Федерации обязывают водителей использовать специальные удерживающие устройства при перевозке в салоне автомобиля детей в возрасте до 12 лет – даже в поездках на самые незначительные расстояния.
И это – не прихоть законодателей, а жизненно необходимое условие. Многие ошибочно полагают, что смогут удержать ребенка на руках. Это не так. При столкновении, резком торможении или ударе со скоростью в 50 км/час вес пассажира возрастает примерно в 30 раз. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.
По этой же причине нельзя пристегиваться и одним ремнем с ребенком – при столкновении вы просто раздавите его своим весом.
Немаловажная деталь — способ установки детского автокресла в автомобиле. Опять же, многие специалисты сходятся в том, что ребенок первого года жизни должен путешествовать обязательно спиной к дороге (т.е. лежа или полулежа) и всегда лицом против направления движения. Дело в том, что если посадить грудного ребенка лицом вперед, то даже при незначительном торможении хрупкая шея не сможет удержать тяжелую голову. Разворачивать кресло по ходу движения можно уже, как правило, к полутора-двум годам жизни ребенка, когда мышцы достаточно окрепли. При этом детское кресло можно расположить как на переднем, так и на заднем сиденье. Но обязательно помните, что воздушная подушка безопасности должна быть отключена!
А если ребенок уже вырос из детского кресла?
В Правилах сказано: «Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и возрасту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности…»
Но что понимать под «иными средствами»? ПДД прямо это не регламентируют. Если подходить формально, то такими «иными средствами» может считаться, например, подушка или некая подстилка. Главное условие – ребенок должен быть приподнят так, чтобы ремень безопасности проходил через плечо и грудную клетку, а не через шею юного пассажира. Иначе – в случае аварии ремень просто превратиться в «удавку», и не только не спасет ребенка, но, напротив, может привести к тяжелой травме или даже гибели.
Но это только формально. На самом деле ни подушку, ни подстилку использовать нельзя категорически. Ни то, ни другое не является удерживающим устройством. Краш-тесты показывают, что они не держат форму и не могут должным образом быть зафиксированными в автомобиле. В случае аварии существует большой риск того, что подушка просто выскользнет из-под ребенка, и ремень серьезно травмирует детскую шею.
В этом случае специалисты рекомендуют использовать только так называемые бустеры – специальные сиденья-подкладки без спинки, которые приподнимают ребёнка так, чтобы его можно было безопасно зафиксировать автомобильным ремнем, рассчитанным на рост взрослого человека (от 150 см). Они надежно фиксируются и не выскальзывают из-под маленького пассажира при аварии или резком торможении.
По стоимости бустеры значительно дешевле, чем детские кресла.
Детское автокресло – вещь не дешевая, но жизненно необходимая. Впрочем, уместно ли говорить о цене, когда речь идет о жизни ребенка? Но, наверное, все-таки лучше сэкономить на бесконечно ломающихся игрушках, чем на безопасности собственного ребенка.
Правила безопасности для детей – пассажиров общественного транспорта
Казалось бы, в поездке в общественном транспорте ничего сложного нет: сел и поехал, а наша безопасность – это забота водителя. Но это не так. Да и статистика аварийности говорит о том, что ДТП в таких ситуациях – не редкость. Поэтому при поездке на общественном транспорте забывать о собственной безопасности все-таки не стоит.
Когда мы едем в троллейбусе, трамвае или автобусе, то являемся пассажирами транспортного средства, а значит, для нас существуют определенные правила. И начинаются они с остановки.
Прежде всего – ожидаем общественный транспорт только на посадочной площадке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, но в любом случае – подальше от проезжей части дороги. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса. Что случится дальше, легко догадаться.
Ни в коем случае не выходим на проезжую часть, даже если не терпится посмотреть, не идет ли там нужный транспорт. Это очень опасно: в этом случае можно легко поскользнуться и упасть, либо попросту не заметить едущую машину и опять же попасть под колеса. Ведем себя спокойно, подходим к двери транспортного средства только после его полной остановки.
Вход в маршрутный транспорт – через среднюю и заднюю двери, выход – через переднюю. Не задерживаясь, следует сразу пройти внутрь салона. Не надо стоять у дверей, мешая другим людям. Это и невежливо, и небезопасно: двери закрываются и открываются автоматически, могут и прищемить.
Находясь в салоне, не стоит думать о том, что теперь-то мы в полной безопасности. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю вдруг придется резко затормозить, поэтому необходимо крепко держаться за поручни. В случае экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку - это больные и пожилые люди. Поэтому уступать им места – это, опять же, правило не только вежливости, но и безопасности.
Правила дорожного движения запрещают отвлекать водителя от вождения, а также открывать двери транспортного средства во время его движения.
К выходу следует подготовиться заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, торопиться также не следует. Особенно, если нужно перейти на другую сторону дороги. Необходимо четко усвоить: переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, а если это невозможно, то не раньше, чем транспорт отъедет от остановки.
Для взрослых участников дорожного движения, едущих в общественном транспорте вместе с детьми, также существуют определенные правила безопасности. Они не сложные, но, вместе с тем, их соблюдение поможет уберечь маленького пассажира от несчастного случая.
Выходить из общественного транспорта следует первым, впереди ребенка. В противном случае ребенок может упасть под колеса либо выбежать на проезжую часть.
Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки, но и садиться в общественный транспорт в последний момент не стоит – может зажать дверями.
И, наконец, следует и самому быть крайне внимательным в зоне остановки, и приучить к этому своего ребенка. Остановка – это опасное место: здесь плохой обзор дороги, к тому же пассажиры могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть либо под колеса подъезжающего транспортного средства. |